Педагогический опыт – это эффективный опыт, который позволяет достигать оптимальных результатов в образовательном процессе при сравнительно незначительных затратах сил, времени и средств.
Обобщение опыта – это формирование его теоретических оснований, а значит более глубокое и полное осмысление педагогом достигнутого и выявление перспектив для дальнейшего развития.
Обобщить свой собственный опыт – это значит увидеть в частном общее и, таким образом, объяснить с научной точки зрения, каким образом достигаются Вами, как педагогом, положительные результаты в образовательном процессе. Для обобщения собственного опыта Вам необходимо постараться увидеть свою деятельность как бы со стороны, то есть встать в позицию внешнего эксперта. Но при этом очень важно, чтобы сущность, то главное, что составляет основу опыта, принципы, на которых Вы строите образовательный процесс, не заслонялись излишними мелкими деталями.
Этапы работы педагога над обобщением собственного опыта
1. Выбор темы, осуществление дифференцированного подхода педагога к своему опыту, отбор для методической обработки какой-то определенной ее части, представляющей наибольший интерес и актуальность.
2. Ознакомление с литературой по выбранной теме.
3. Планирование работы по избранной теме.
4.Сбор и обработка материала. Систематизация ранее накопленного опыта, привлечение нового материала для более полного раскрытия вопросов, проверка некоторых своих положений и выводов, т.е. включение в работу элементов экспериментального характера.
5. Анализ и обобщение накопленного по теме материала. Выявление в освещаемом опыте причинно-следственных связей и педагогических закономерностей, извлечение методических выводов.
6.Соответствующее литературное оформление. Работа над докладом или статьей: изложение принципиальных положений, благодаря которым педагог пришел к данной теме; описание, анализ и обобщение своего опыта по данному вопросу; развитие выдвигаемых методических положений, подтверждающихся данным опытом; изложение выводов по разработанной теме.
Примерная памятка в помощь педагогу «Как обобщать свой опыт»
1. Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию по интересующему вас вопросу.
2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактический инструментарий, сочинения учащихся, и вопросы, ответы, свои наблюдения за развитием учащихся. Отмечайте при этом свои сомнения, неудачи.
3. Учитывайте успехи и недостатки в своей работе и в работе свои коллег. Определите тему, которую вы считаете наиболее нужной и важной, постарайтесь конкретно ее сформулировать.
4. Определите форму обобщения. Это может быть реферат, доклад, статья. Возможны и другие варианты: привести в систему методические материалы (планы, памятки, карточки, схемы, алгоритмические таблицы, программированные карточки), сопровождая их краткими разъяснениями.
5. Набросайте краткий план (3-4 вопроса), затем составьте тезисы. Вспомните и поместите в план факты, которые использованы Вами, как основные для ваших выводов. Уточните план: в нем должна прослеживаться основная идея и логика изложения темы.
6. Работая над текстом, до предела сокращайте введение, материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений, общих фраз, «лирически отступлений».
7. Оценивайте критически свой опыт, не забывайте рассказывать о своих трудностях, недостатка, ошибках. Главный критерий – результаты.
8. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, таблицы, работы учащихся, список литературы и т.д.).
9. Помните, что, обобщая свой опыт, вы выполняете важную общественно-профессиональную обязанность, способствуя дальнейшему улучшению качества образовательного процесса.
Обобщение передового педагогического опыта, 2024/2025 учебный год
Лапцевич А.А., преподаватель учебных предметов «Информатика», «Прикладная информатика»
Тема: «Использование различных форм контроля знаний учащихся на уроках прикладной информатики» (проект педагогической деятельности по учебному предмету «Прикладная информатика»).
Педагогическое кредо преподавателя: «Мы учимся всю жизнь. Не бывает лишних, бесполезных знаний. Ум должен быть пытливым и любознательным».
1. Лапцевич Александра Александровна, преподаватель учебных предметов «Информатика», «Прикладная информатика».
2. Преподаватель первой квалификационной категории, год присвоения категории – 2007.
3. Тема «Использование различных форм контроля знаний учащихся на уроках прикладной информатики».
4.Форма обобщения опыта: творческий отчёт на заседании цикловой комиссии, методическая копилка, выступление на педагогическом совете.
В целях совершенствования образовательного процесса, Александра Александровна ведет постоянную работу по созданию разнообразных средств обучения и средств контроля знаний учащихся на уроках прикладной информатики. Контроль как раз позволяет преподавателю осуществить обратную связь и использовать ее для того, чтобы выяснить, достигнута ли цель обучения или нет. Традиционные формы контроля не достаточно оперативны, и для их осуществления требуется значительное время, поэтому возникает необходимость в новых видах проверки знаний. В современной школе одновременно с существующей традиционной системой оценки и контроля результатов обучения начала складываться новая эффективная система, основанная на использовании тестовых технологий. Это вызвано потребностью в получении независимой объективной информации об учебных достижениях учащихся. Тестовый контроль имеет ряд преимуществ перед другими видами контроля: он дает возможность проверить значительный объем изученного материала малыми порциями и быстро диагностировать овладение учебным материалом большим числом учащихся.
Как ни в каком другом учебном предмете в информатике необходимо различать теоретические знания с практическими навыками работы. В качестве основных (традиционных) методов проверки теоретических знаний можно использовать устный опрос, письменную проверку, тестирование; для оценивания практических навыков – практическую работу.
Александра Александровна проводит большую работу по изготовлению нового и обновлённого уже используемого учебно-методического комплекса учебных предметов «Прикладная информатика» и «Информатика».
Врублевская О.В., преподаватель учебного предмета «География
Тема: «Активные методы обучения на уроках географии как фактор повышения интереса к предмету» (проект педагогической деятельности по учебному предмету «География»).
Педагогическое кредо преподавателя: «Совершенствуй себя, и всё, что ты будешь делать, будет совершенным» Н.Рерих, художник, философ 20-го века.
1. Врублевская Оксана Владимировна, преподаватель учебного предмета «География.
2. Преподаватель высшей квалификационной категории, год присвоения категории – 2009.
3. Тема «Активные методы обучения на уроках географии как фактор повышения интереса к предмету».
4. Форма обобщения опыта: методические разработки уроков, творческий отчёт на заседании цикловой комиссии.
Оксана Владимировна – грамотный и знающий преподаватель, что позволяет эффективно планировать урок, применять передовые педагогические технологии и, в конечном итоге, заинтересовывать своим предметом учащихся.
Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому может способствовать развивающее обучение через активные формы и методы обучения. Знания, усвоенные «активно», прочнее запоминаются и легче актуализируются. Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в педагогической науке и в образовательной практике. Задача педагога так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться таланту и способностям учащегося, чтобы заинтересовать учащихся своим предметом.
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение направлено главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
В процессе работы над темой обобщения преподавателем были разработаны и применены на уроках географии и во внеклассной работе следующие активные методы обучения:
Проблемное обучение – форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Функция учащихся – не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестных для себя знаний. При таком подходе базовыми элементами урока являются проблемные ситуации и проблемные вопросы, в процессе решения которых развивается познавательный интерес к предмету.
Игровое производственное проектирование – активный метод, который делает процесс обучения более результативным вследствие развития навыков проектно-конструкторской деятельности.
Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) – процесс общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем. Семинар-дискуссия может содержать элементы «мозгового штурма» и деловой игры.
«Круглый стол» — это метод активного обучения позволяет закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией.
Деловая игра – метод имитации ситуаций, моделирующий процесс получения знаний с помощью игры, по заданным правилам.
«Мозговой штурм» – способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
В методической копилке педагога имеется большое количество разработок уроков и внеклассных мероприятий с использованием активных методов обучения.
Оксана Владимировна постоянно находится в творческом поиске способов и методов активизации познавательной деятельности учащихся, развития интереса к своему предмету.
Учитель-предметник может увлечь своим предметом через создание творческой атмосферы на уроке. Такое умение и есть педагогическое мастерство: пробудившийся интерес не должен угаснуть, поэтому педагог совмещает профессию учителя и волшебника. Познавая географию, каждый открывает для себя тайны природы. Для этого каждый учитель должен найти свою манеру ведения урока, свою технологию, свой педагогический путь.
Потоцкая М.Н., мастер производственного обучения, специальность «Отделочные строительные работы»
Тема: «Использование мультимедийных технологий как средство развития активности учащихся» (проект педагогической деятельности по учебному предмету «Производственное обучение).
Педагогическое кредо педагога: «Час работы научит больше, чем день объяснения». Жан-Жак Руссо, французский философ, писатель, мыслитель 18-го века.
1. Потоцкая Марина Николаевна, мастер производственного обучения.
2. Мастер производственного обучения первой квалификационной категории, год присвоения категории – 2014.
3. Тема «Использование мультимедийных технологий как средство развития активности учащихся».
4. Форма обобщения опыта: творческий отчёт-презентация на заседании цикловой комиссии.
Значение мультимедийных технологий сегодня достаточно велико. Одной из основных сфер, где данные технологии проявили себя, можно назвать образовательную. Их сегодня очень активно внедряют и успешно применяют для обучения. Разрабатываются новые эффективные и действенные средства подачи информации и ее донесения до учащихся. Профессионализм мастера производственного обучения во многом определяется уровнем его методической подготовки. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы учащийся активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда.Марина Николаевна эффективно работает над формированием профессиональных умений и навыков учащихся. Это обусловливает высокие требования к мастеру производственного обучения, как специалисту-профессионалу, определяет выбор и способы применения форм, методов и методических приемов процесса обучения. В своей педагогической практике мастер производственного обучения активно использует мультимедийные технологии.
В методической копилке Потоцкой Марины Николаевны собраны к урокам производственного обучения презентации, видеофильмы. На уроках производственного обучения педагог развивает познавательные и творческие способности учащихся, формирует практические умения и навыки, профессиональные трудовые привычки.